Понятие и сущность инвалидности. История отношения общества к инвалидам. Основные обязательства современного государства и общества перед ними. Нормативно-правовое обеспечение социальной службы, содержание социальной работы с пожилыми инвалидами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

социальный работа инвалид

Актуальность темы. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще достаточно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием для них рабочих мест, что негативно сказывается на материальном положении и психологическом состоянии инвалидов. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, на мой взгляд, внимание к этой проблеме уделяется недостаточно.

Инвалид в России сталкивается с такими проблемами как одиночество (их общение часто ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников), невозможностью продолжить обучение и другими.

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, что негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Разработанность исследуемой проблемы. Определенное значение для моей курсовой имеют работы Долгалева Б.А., Ладиковой В.Н., Холостовой Е.И., в которых рассматриваются различные аспекты работ с инвалидами.

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами.

Предмет исследования: Деятельность социальной работы с инвалидами.

Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Задачи исследования:

- Раскрыть понятие и сущность инвалидности;

- Изучить историю отношения общества к инвалидам;

-Проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения социальной работы с инвалидами;

- Охарактеризовать обязательства современного государства и общества перед инвалидами;

- Изучить социальную работу с пожилыми инвалидами.

Методы исследования:

- Изучение литературы по проблеме исследования.

-Изучение и обобщение массового и индивидуального опыта деятельности социальных работников с инвалидами.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

1.1 Понятие и сущность инвалидности

Согласно российскому законодательству, инвалид -- это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений:

Структурные нарушения, недуги или повреждения, видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность -- препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Инвалиды имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов -- система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

- Медицинская модель (инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается заснет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность - это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности, вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая - на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот, в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека.

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов,

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность - это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации - порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А. Беляева и И.Е. Кузнецова дают такое определение: инвалидность -общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров.

Признание политико-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма, а также идей независимой жизни. Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонники модели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставь возможность такого выбора. Общественное Устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и Для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

- в учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

- на дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

- в стационаре (если гражданин находится там на лечении). Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭс правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

1.2 История отношения общества к инвалидам

В истории отношение общества к людям с нарушениями развития было неодинаковым. В средневековье господствовало представление о физических дефектах как наказании за грехи или знаке причастности к злым духам. Это отношение часто вело к тому, что людей с физическими недостатками избегали и боялись, или расценивали инвалидов как "больных", причем наиболее приемлемым образом жизни больных были их заточение, изоляция, а не участие в работе и нормальной жизни общества. Вместе с тем, те или иные формы социальной помощи, защиты и заботы существовали во все времена и у всех народов, отражаясь в верованиях, мировоззрении или идеологии.

Однако, в рамках социальной политики идея социальной интеграции инвалидов начала широко реализовываться только в двадцатом столетии и прежде всего, через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества. Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Этому осознанию способствовали общественные движения, выступления ученых и активистов из числа инвалидов.

Целая волна исследований об условиях и последствиях заболеваний, о функционировании мозга прошла на Западе в период после первой мировой войны. Благодаря новому знанию изменилось отношение общества к инвалидам, укорененное ранее в непонимании и невежестве. Произошли изменения и в социальной политике, заключающиеся, прежде всего в создании системы услуг. Определенный шаг в признании прав и достоинства инвалидов просматривается еще и в том факте, что на пост президента США был выбран Франклин Рузвельт, обе ноги которого были парализованы. Ветераны второй мировой войны, ставшие инвалидами в результате ранений, также способствовали популяризации идеи человеческого достоинства, и многие двери открылись тем, кто раньше находился в изоляции.

В 1950-60 годы, возникнув в Швеции, в странах Запада распространяется подход нормализации в социальной политике по отношению к инвалидам. Возможности для самостоятельного проживания постоянно увеличиваются. В большинстве современных жилищных проектов представлены так называемые групповые дома, где жильцы имеют общие расходы на питание, транспорт и дежурную помощь. Такие дома появились на Западе уже с начала 1970-х годов, вытеснив дома-интернаты для инвалидов.

Примерно с конца 1960-х - начала 1970-х гг. в США, Швеции и некоторых других развитых странах правительства под влиянием общественных движений инвалидов и проведенных исследований начали проводить в стране политику «деинституциализации». Речь шла о том, чтобы люди, содержавшиеся до того в закрытых учреждениях-институциях (интернатах, колониях, психиатрических госпиталях, детских домах), могли жить, получать лечение, проходить реабилитационные, коррекционные и образовательные программы в более мягких условиях. Такие условия могли представить приемные семьи, диспансеры, службы социально-психологической поддержки, добровольческие программы помощи и так называемые групповые дома (малокомплектные интернаты на 8-10 человек, включая небольшой персонал). В основе идеи групповых домов находилось гуманистическое убеждение, что люди с умственной отсталостью могут достаточно самостоятельно жить в общине, быть включенными в социальный мир.

В то время утверждались принципы защиты прав клиента и уважения человеческого достоинства, согласно которым людям следует жить и получать необходимые услуги (медицинские, образовательные, социальные) в наименее ограничивающем окружении. Ведь ни для кого не секрет, что у 10 детей, большую часть времени проводящих в интернате, отсутствует личный опыт интимных, близких, человеческих отношений. Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся как к беспомощным и неспособным, и демонстрируют соответствующие модели поведения, чтобы снизить уровень требований, предъявляемых к ним. Одним из важных понятий процесса деинституциализации было «достоинство риска» - предположение, что те, кто высвобождается из-под строгой опеки, должны иметь право делать все, что и остальные люди, в том числе и случайные ошибки. Частично опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. На практике это право редко дается тем, у кого есть умственная отсталость. Наблюдения привели к заключению, что профессиональные работники, ухаживающие и работающие с этими людьми, сознательно или неосознанно относились к ним так, как будто те нуждались в постоянной защите от причуд системы социального обеспечения, от жестокости «нормального» мира, от их собственных «нехороших импульсов». Люди с умственной отсталостью считаются очень сильно зависимыми от окружающих, и многие окружающие, особенно родственники, относятся к ним, как к детям. Однако в своих беседах с исследователями они рассказывали о своем недовольстве в связи с тем, что их не воспринимают как взрослых. Выводы ученых убеждают, что с людьми возможно и даже нужно вести открытые диалоги, начиная их с особым терпением и участием, желанием понять тот реальный контекст, в котором люди с умственной отсталостью проживают свою жизнь.

Современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование и труд.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т.д. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Рассмотрим ряд выдержек из этого правового международного документа:

- «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

- Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;

- Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;

- Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания;

- Инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации». [4, с. 36]

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона). [20, с. 144]

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

- срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);

- социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь. [20, с. 150]

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора - государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания.

Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. [18, с. 524]

Таким образом, с целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т.д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.

2.2 Обязательства современного государства и общества перед инвалидами

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, поддержки правительств различных стран в разработке подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом :

* Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

* Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

* Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда).

* За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

* Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

* При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере .

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания. В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в развитии ребенка.

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных органов, участвующих и ответственных за реализацию программ защиты этих граждан или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов. В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно, социальное страхование, компенсации и помощь. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации и благотворительные союзы.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областях имеют и другие федеральные ведомства, в том числе: министерство образования (отдел специальных образовательных программ); министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам); министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья); министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений); министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве); министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов); министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания); комиссия по гражданским правам; комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро занимается сотрудничеством с другими государственными институтами, мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются: обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в партнерстве".

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны. Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов. Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует, что выплата предусмотренных их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством реализации ряда программ социальной защиты инвалидов. В США выплата пособий по инвалидности осуществляется по линии Программы дополнительных пособий малоимущим. Она финансируется и контролируется федеральной администрацией по социальному страхованию и представляет собой программу помощи, гарантирующую минимальный уровень доходов нуждающимся инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте дохода снижается размер пособия.

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования. В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь в организации и финансировании специальных проектов. Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой. Инвалид-студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с Канадской программой студенческих займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долларов (около 90 тыс. руб.) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающегося устройства или плату услуг помощника).

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако, после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей:

1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества;

2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества;

3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

Представляет интерес и правительственная национальная программа Великобритании "Новая профессия для инвалидов", созданная в апреле 2000 года Общественной комиссией по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей инвалидности, является пособие по нетрудоспособности. С 2001 года британское правительство предоставило единовременный грант (денежную ссуду) на работу в размере 100 фунтов ст. (более 4,0 тыс.руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю.

Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, ежегодно выделяется определенная сумма из государственного бюджета, которая покрывает в среднем до 10% расходов .

Как видим, государственная политика в отношении инвалидов значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно назвать одну центральную проблему, общую для многих современных государств. Дело в том, что современная маргинализация инвалидов по прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может трудиться физически, но часто в том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются дополнительные обязательства и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.

Здесь пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Одинаково неадекватна в рассуждениях о положении инвалидов как позиция патернализма, формирующая иждивенческие настроения, так и позиция невмешательства: «сумей сам продать себя на рынке труда». Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формирование отношения к инвалидам как к людям с особыми, дополнительными потребностями.

Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов, это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие позиции, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно.

Вот почему современным специалистам, занятым в системе социального обслуживания, необходимо владеть нормативно-правовой базой работы с инвалидами, а также знать механизмы ее применения и уметь добиваться законодательных гарантий, привлекая юристов и активистов общественных организаций для того, чтобы защитить тех, чьи права ущемляются.

2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами

Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе инвалиды пожилого возраста, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Для оказания медико-социальной помощи пожилым гражданам существуют следующие специализированные учреждения:

-геронтологические центры (организация профилактического направления);

-гериатрические центры (организация лечебного профиля);

-центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (организация медико-социального обслуживания).

Но специфика инвалидов пожилого возраста заключается не только в необходимости наличия леченого профиля при их социальном обслуживании, но и помощи в полном удовлетворении своих жизненных, возможно элементарных потребностей. Осуществляя работу с этой категорией граждан, следует учитывать психологического состояния и возрастные особенности клиентов данной категории.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Социальная помощь на дому является важнейшей формой помощи пожилым, так как обеспечивает им привычную личную жизнь и сохраняет участие в привычном социальном и общественном, а часто и трудовом, окружении и осуществляется бесплатно для пожилых отделениями муниципальных центров социального обслуживания. Гарантированные социальные услуги на дому включают: доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской и юридической помощи; помощь в соблюдении социально-гигиенических требований в отношении жилища; сопровождение при обращении за медицинскими и иными услугами и др. Для имеющих родственников такая помощь может быть платной.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в обеспечении топливом и (или) водой (в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

7) содействие в организации ритуальных услуг;

8) другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

...

...

для руководителей предприятий и организаций, руководителей и специалистов отделов управления персоналом, а также юридических и кадровых служб

В программе — полный спектр вопросов регулирования трудовых отношений с учетом последних изменений законодательства и разъяснений контролирующих и надзорных органов

Краткое описание

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в семинаре-конференции, посвященной вопросам правового обеспечения системы управления персоналом. Это прекрасная возможность с пользой провести время на побережье Черного моря в лучшем гостиничном комплексе г. Алушты.

В программе:

  • Внедрение профстандартов: первые итоги и дальнейшие перспективы
  • Трудовой договор как основа взаимоотношений между работодателем и работником. Новое в законодательстве.
  • Комплекс необходимых ЛНА по регулированию трудовых отношений. Рекомендации по разработке и применению.
  • Правовые последствия для работодателя за нарушения трудового законодательства. Обзор штрафных санкций.
  • Трудовые споры: последствия для работодателя. Обзор судебной практики.
  • Проверки ГИТ. Порядок проведения, анализ типичных ошибок и рекомендации по их устранению.

Преподаватель — Ирина Викторовна Любибогова, эксперт ЦНТИ Прогресс, старший преподаватель кафедры управления и права «Академии методов и техники управления ЛИМТУ», НИУ ИТМО, эксперт-практик и автор методических пособий в области трудового права, кадрового делопроизводства, кадрового аудита и организации кадрового учета, а также организационного проектирования и общего делопроизводства со стажем работы 25 лет.

Помимо открытых программ, имеет большой опыт проведения корпоративного обучения. Среди клиентов ОАО «Авиакомпания Россия», КСК АК «АЛРОСА», ЗАО «Евросиб», ПАО «МРСК Юга», предприятия структуры «ГАЗПРОМНЕФТЬ», «НПО «Аврора», ОАО «ЭСК РусГидро», АО «ЦКБМ», АО «РЭП Холдинг» и др. Ноябрь 2016 г. — проведение семинара «Внедрение профессиональных стандартов» в программе IX Международной конференции «Кадровая политика». Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург — морская столица России». Мероприятие при поддержке и участии Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и других профильных федеральных и региональных министерств и ведомств..

Условия участия

  • Занятия проходят на базе курортного комплекса.
  • Комплекс находится в центре крымской Ривьеры — Алуште. В комплексе есть пляж, бассейн и парк для отдыха после занятий.
  • Проживание в гостинице и трансфер до места проведения семинара не входят в стоимость.

В стоимость участия включены:

  • Обучение по программе с выдачей сертификата
  • Комплект информационно-справочных материалов
  • Ежедневные обеды и кофе-брейки

Срок подачи заявок на участие до 30.04.2018 г.

Проживание в гостинице и трансфер до места проведения семинара не входят в стоимость.

Стоимость и условия размещения вы можете узнать, позвонив контактному лицу Борис Клопков - менеджер по работе с ключевыми клиентами:
тел: +7 (861) 292-93-98
моб: +7 (964) 923-14-49
e-mail:

В США на одного журналиста приходится три специалиста по PR.

    Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на уровне муниципалитета города Горно-Алтайска Республики Алтай РФ.

  • 1. Технология социальной работы с инвалидами

    Понятие инвалидности, его виды. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов. Анализ социальной работы с инвалидами на региональном уровне на примере Рязанской области. Законодательное обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.
    курсовая работа, добавлен 12.01.2014

  • 2. Социальная реабилитация инвалидов

    Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Правовое обеспечение социальной реабилитации данной категории лиц. Организация социальной работы с инвалидами на примере города Ульяновска, Ульяновской области.
    дипломная работа, добавлен 20.10.2014

  • 3. Социальная работа с лицами без определенного места жительства и занятий

    Бездомные пожилые люди и инвалиды как объект социальной работы. Нормативно-правовая база социальной работы с лицами без определенного места жительства и рода занятий. Основные формы и методы социальной работы с бездомными пожилыми людьми и инвалидами.
    дипломная работа, добавлен 09.12.2015

  • 4. Дети-инвалиды как объект социальной работы

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.
    курсовая работа, добавлен 18.05.2015

  • 5. Организация социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами в регионе

    Система управления и организации социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами в Управлении социальной защиты Новоильинского района г. Новокузнецк. Принятые и утвержденные социальные программы. Законодательная база социальной защиты.
    отчет по практике, добавлен 20.10.2013

  • 6. Особенности организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА "Управление социальной поддержки населения" г. Горно-Алтайска)

    Общая характеристика пожилых людей как социальной группы. Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста. Повышение эффективности социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере БУРА "Управление социальной поддержки населения".
    курсовая работа, добавлен 09.03.2015

  • 7. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами

    Рассмотрение детей–инвалидов как объекта социальной работы. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов. Центры по реабилитации, специальные учебные заведения. Взаимодействие социального работника с семьей ребенка-инвалида.
    курсовая работа, добавлен 13.10.2017

  • 8. Концепция "независимой жизни" как философия и методология социальной работы

    "Независимая жизнь", как философия социальной реабилитации. Отношение к инвалидам с точки зрения медицинской и социальной модели. Опыт работы Центров независимой жизни в России и за рубежом. Социальная политика и практика социальной работы с инвалидами.
    курсовая работа, добавлен 10.11.2010

  • 9. Социально-педагогические особенности в деятельности социального работника пенитенциарного учреждения

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.
    реферат, добавлен 04.01.2009

  • 10. Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами

    Анализ явления инвалидности с юридической и медицинской точки зрения, рассмотрение социальной инфраструктуры работы с пожилыми инвалидами. Причины и классификация основных заболеваний, ведущих к инвалидности. Формы социального обслуживания инвалидов.
    курсовая работа, добавлен 16.10.2010