В Боливии 5400 сотрудников военно-морского флота, при том, что страна не имеет выхода к морю.

1 Признаки утомления и способы борьбы с ними. Батанина Анджелика Семеновна – учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ «Актюбинская СОШ» Признаки утомления и способы борьбы с ними. Батанина Анджелика Семеновна – учитель физической культуры учитель физической культуры МБОУ «Актюбинская СОШ»


2 Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление


3 Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную рол


4 Переутомление. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушен


5 Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в


6 Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, осо


7 Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия


8 Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) 'имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) 'имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) 'имеет большое значение в спорте. Дело в том что,


9 Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной


10 Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувс


11

12 Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


13 Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для глаз 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


14 Упражнения для плеч 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для плеч 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


15 Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


16 Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


17 Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ» Упражнения для рук и пальцев 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ»


18 Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ


19 Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ


20 Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ Три простые, но эффективные упражнения для «разгрузки» 9 класс МБОУ « Актюбинская СОШ


21 Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений 10-15 раз. Если после болезни, то начинать над


22 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить п


23 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища