ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕНИКА 7«б» класса МБОУ СОШ №35

Бруева Никиты, 31.10.2002 года рождения,

проживающего по адресу: г. Артём, ул.Фрунзе, 45-36


Никита обучался в начальных классах в средней школе № 35, с пятого класса по II полугодие 7 класса обучался в МБОУСОШ № 33, г. Артема, седьмой класс заканчивает в МБОУСОШ №35.

На протяжении обучения в МБОУ СОШ № 35 в 2016 году Никита проявил слабые знания и способности.

Мальчик понимает и принимает инструкцию взрослого, но самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение затрудняется, необходим внешний контроль.

Внимание подростка неустойчивое и рассеянное, характерны частые отвлечения от деятельности. Переключение внимания с одной деятельности на другую развито на слабом уровне. Способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности развита слабо.

Для ученика характерно быстрое наступление утомления, на фоне которого может возникнуть отключение от деятельности и двигательная расторможенность. В классе у мальчика отношения с одноклассниками ровные, дружеские. Никита по характеру спокойный, хотя иногда может быть резким по отношению к окружающим. Скрытный, на контакт с учителями идет не охотно, ощущается внутренняя душевная тревожность. Мальчик легко поддается негативному влиянию, но потом сожалеет. Способен сотрудничать со сверстниками во внеучебной деятельности. Учащийся понимает социальные и этические нормы, но не всегда им следует.

Поведение Никиты не всегда отвечает требованиям, иногда он затрудняется сдерживать свои эмоции.

С января по май 2016 г. Никита постоянно опаздывает на уроки, часто приходит в школу без домашней работы и школьных принадлежностей.

Никита опрятный, но иногда внешний вид вызывает неприятное отношение.

На данный момент ребёнок не посещает кружки и спортивные секции в школе и вне школы.

Никита проживает с мамой, Зверевой Мариной Николаевной и отчимом в благоустроенной съемной квартире. Мама родительские собрания посещает, на контакт с классным руководителем и школой идет, успехами сына в школе интересуется.

Мама Никиты, Зверева Марина Николаевна к административной ответственности по ст.5.35 ч.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей не привлекалась.

Классный руководитель: ____________/ Т.М. Шаповалова

Директор МБОУСОШ№35: ________/Е.Н. Хохлова

«28» июля 2016 г.


Единственная часть тела, которая не имеет кровоснабжения, — роговица глаза.

Выдержка из работы

Утомление при физической и умственной работе

Выполнила:

студентка группы ПВД-111

Мужичина А.С.

Содержание

утомление физическое умственное

Введение

1. Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда

2. Умственное утомление и усталость

3. Взаимосвязь умственной деятельности и физической активности

4. Теории утомления

5. Усталость и апатия

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие.

Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.

Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные «болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.

Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т. п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.

Цель реферата — ознакомиться со способами улучшения производительности человека.

Задачи реферата — рассмотреть признаки усталости, утомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при усталости, утомлении.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении являются необходимыми процедурами.

1 Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда

Физическая и умственная работоспособность является как бы обратным отражением состояния утомления -- чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы. Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т. е. состоянием, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. Но всегда основным итогом утомления является снижение эффективности труда, его продуктивности.

Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т. д. Видный физиолог А. Ухтомский считал, что усталость является «натуральным предупредителем утомления», хотя усталость и не всегда объективно соответствует утомлению. Например, каждый знает, что чувство усталости может появиться и при длительном пассивном ожидании кого-то или чего-то, во время продолжительной поездки на транспорте и т. д. В то же время, если работа доставляет человеку удовольствие, то чувство усталости появляется позже, чем первые объективные признаки утомления.

Основу профессиональной работоспособности человека составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические качества (память, внимание, восприятие, особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата). Все это оказывает влияние на продуктивность труда.

Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические -- состояние здоровья и функциональная

подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, -- степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические -- самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания.

Таким образом, профессиональная работоспособность человека зависит от многих факторов. Проявляется она, повторяем, в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности труда. Естественно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Наукой накоплены экспериментальные данные о том, что именно возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта. В возрасте 18--20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, С. Фульд и У. Равен (США) оценили умственную работоспособность 30-летнего человека в 96%, 40-летнего -- 87%, 50-летнего -- 80% и 60-летнего -- 75%.

2 Умственное утомление и усталость

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека (табл. 1). В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического труда шлейф утомления растягивается на 3−4 дня, а после напряженного умственного даже на 10−12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии — слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

Таблица 1 — Внешние признаки утомления при умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30−40 ккал (т. е. 240−320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам (табл. 2).

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Таблица 2 — Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

легкое

выраженное

резкое

Снижение дееспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Нет

Трудно сосредоточи-ться

Временами забывчивость

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Профилактические меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, уход в отпуск

Лечение

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

3. Взаимосвязь умственной деятельности и физической активности

В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомление, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры тела, биоэлектрических потенциалов. В связи с тем, что обнаружилась принципиальная общность физического и умственного утомление, приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации утомление в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Так, различают сенсорное утомление и его разновидности (перцептивное и информационное) и эффекторное утомление. Кроме того, выделяют как обобщенную форму общее утомление. Однако та или иная классификация зависит от принятой физиологической теории утомление. Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и кончая корковым концом анализатора. Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования). Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды. Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт. При изменениях, появляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности, связанной лишь с обработкой получаемой информации по жестким правилам (например, счет, разнесение по рубрикам), а также продуктивной, включающей процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения и т. п., и эвристической, т. е. творческой, осуществляемой по индивидуальным, неявным алгоритмам, формируется умственное утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, выделяют общее утомление, подчеркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе.

4. Теории утомления

Из многочисленных теорий утомления теории «отравления» немецкого ученого Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой утомления являются гипоксические, т. е. связанные с недостаточностью снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и процессов возникновения и передачи возбуждений. Сторонники второй группы теорий отрицают единый механизм возникновения утомления. По их мнению, появление утомления может быть обусловлено рядом факторов или их комбинаций, начиная с недостаточности кровообращения при локальном мышечном утомлении и кончая изменением структуры гомеостатической регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы (охранительное торможение) при общем утомлении. Большую роль в разработке современных теорий утомления сыграли И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и Л. А. Орбели, последний рассматривал утомление как нарушение адаптационно-трофической регуляции со стороны вегетативной нервной системы. Проблему утомления изучали также сов. физиологи Г. В. Фольборт, С. А. Косилов и др. В современных исследованиях вскрыт ряд тонких механизмов утомления, связанных с нарушением обмена макроэргических соединений, снижением активности окислительных ферментов, изменением характера эндокринной регуляции со стороны гипоталамуса. Например, зарегистрировано снижение функции надпочечников, показано, что угнетается выработка адренокортикотропного гормона гипофизом, вначале повышается, а затем снижается активность инсулярного аппарата поджелудочной Это ведет к увеличению недоокисленных продуктов и гипергликемии. Как следствие этого возникают вторичные изменения афферентной импульсации, что еще больше ухудшает состояние гомеостаза и ведет к нарушению согласованности вегетативных и двигательных рабочих реакций.

Начальные фазы утомления оказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют в последующем более быстрой и совершенной мобилизации резервов и компенсаторных функций, ускоряют овладение навыком и его упрочение. Выраженное утомление отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу к предпатологической фазе срыва, а при нерациональном отдыхе и к развитию патологического состояния переутомления. Чрезмерное утомление может сопровождаться неврозами и сосудистыми заболеваниями.

6. Усталость и апатия

Американские исследователи выяснили, какие факторы и бытовые привычки могут вызвать усталость и апатию.

Оказалось, что человек может лишиться бодрости из-за чрезмерного употребления кофе и энергетиков, недостатка кислорода, воды и сна, а также из-за увлечения диетами и проблем с хроническими болями.

По мнению сотрудников Северо-Западного университета, находящегося в штате Иллинойс, регулярное потребление нескольких чашек кофе в день создает эффект привыкания, в результате которого требуется все больше ароматного напитка, чтобы чувствовать себя хорошо. Однако значительное количество кофе усиливает обезвоживание организма, и отнимает у человека силы.

В связи с этим ученые советуют пить не менее восьми стаканов воды ежедневно. Данный совет адресуется не только любителям кофе, но и всем остальным людям. Использование энергетиков также дает только кратковременный эффект, после которого организм быстро устает и ему требуется время на отдых и восстановление. К повышенной утомляемости приводит и недостаточное получение кислорода во время работы в душном помещении. В результате у человека замедляется обмен веществ, а малоподвижный образ жизни лишает мышцы тонуса и энергии.

Исследователи также установили, что разовую нехватку сна можно компенсировать на следующий день, однако недостаточный ночной отдых в течение нескольких суток приводит подавленному состоянию и раздражительности, а также создает предпосылки для развития ожирения. При этом борьба с избыточным весом с помощью диет чревата синдромом хронической усталости. В первую очередь он грозит тем сторонникам похудания, у которых не получается сразу расстаться с лишними килограммами, поэтому люди предпринимают все новые попытки ограничить свой рацион, постоянно испытывают чувство вины и неудовлетворенности, мучаются от голода и нередко не получают из пищи важных веществ.

Еще одной возможной причиной усталости и депрессии являются хронические боли. Они приводят к мышечной слабости, уменьшению физической активности, снижению аппетита и интереса к противоположному полу, беспокойному сну и нарушению концентрации внимания. В итоге человек постоянно ощущает себя истощенным, что резко отражается на качестве жизни.

Выводы

Умственное утомление — это объективное состояние организма, а умственная усталость — субъективное чувство человека. Усталость можно приглушить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не заметить утомления.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведенного на отдых.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

Список использованной литературы:

утомление физическое умственное

1. Aгаджанян Н.A. и др. Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа). М.; Aстрахань: AГМA, 1996. 260 с.

2. Курс лекций / Под общей ред. проф. Е. А. Меерсон. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — С. 153.

3. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л. М. Крыловой. МГСУ, 1997.

4. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное пособие. /Под ред. ЯН. Гулько. /МГСУ, 1996.

5. Физиология человека: В 3 т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тревса. М.: Мир, 1996. Т. 3. 198 с.

6. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во «Корпорация „Логос“», 1994.

Показать Свернуть