Аргументы к сочинению. В. В. Вересаев (По рассказу «Euthymia'» )

Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945)

Русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. В.В. Вересаев — это литературный псевдоним В.В. Смидовича.

Родился в Туле в семье врача в 1867 году. Окончив классическую гимназию, Вересаев поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который закончил в 1888 году. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского универ­ситета и приступил к медицинской практике в Туле. В 1885 году в «Модном журнале» было опубликовано первое сти­хотворение Вересаева «Раздумье». Однако известность ему принесли прозаические произведения. С 1903 года жил в Москве, входил в литературный кружок «Среда» и сотрудничал в журналах «Новое слово», «Начало», «Жизнь».В 1904 году, во время русско-японской войны, был призван на военную службу в качестве военврача.

Наиболее известные произведения: повести

«

Без дороги»,

«

Поветрие»,

«

На повороте»,

«

К жизни»,

«

В тупике»;

«

Записки врача»;

«

Пушкин в жизни»,

«

Спутники Пушкина»,

«

Гоголь в жизни». Его на­зывали художником-историком русской интеллигенции.

Наиболее известные произведения: повестиБез дороги»,Поветрие»,На повороте»,К жизни»,В тупике»;Записки врача»;Пушкин в жизни»,Спутники Пушкина»,Гоголь в жизни». Его на­зывали художником-историком русской интеллигенции.

Умер в Москве в 1945 году.

Текст

Люся была собранием множества болезней и множества несчастий. Восход ее жизни был ярок и многообещающ. Студенткой университета она была принята в студию Станиславского, там все носили ее на руках. Станиславский повсюду говорил торжествующе, что появилась перво­классная трагическая актриса с огромным темпераментом. И вдруг все оборвалось. У Люси открылась страшная, неизлечимая болезнь. Рухнули надежды на артистическую дорогу.

Сколько она проглотила лекарств! Все почти время Люся проводила в постели. А была при этом полна огромной энергии, не имевшей приложения.

Однажды в слякотный осенний день Люся медленно шла через Патриаршие пруды и увидела на скамеечке маленькую женщину с трясущеюся головою. Лицо женщины, мокрое от мелкого дождя, застыло в таком страдании и отчаянии, что Люся невольно повернула к ней, села рядом и заговорила. Старушка отшатнулась. Но Люся была мягко настойчива, и постепенно старушка все рассказала.

История была простая. У нее умерла от тифа единственная дочь восемнадцати лет, студентка, в которой была вся ее жизнь. Люся с жадным участием расспрашивала, и старушка с радостью рассказывала, какая ее девочка была талантливая, красивая, добрая, как ее все люби­ли. Люся просидела со старушкой под зонтиком два часа. Женщина плакала, а Люся ей говорила, говорила горячо и долго.

Ни Анна Павловна (так звали старушку), ни сама Люся не смогли бы передать, что именно говорила Люся. Дело было не в словах, не в мыслях, не в логике. Действовала спокойная мягкость голоса, несо­крушимая вера в жизнь, ясно ощутимое, жаркое сочувствие. Как будто музыка звучала, серьезная и торжественная. Анна Павловна слушала и облегченно плакала.

После этого Анна Павловна несколько раз была у Люси, этой неизлечимо больной женщины, которая непонятным образом давала ей силу нести горе и опять привязала ее к жизни.

Вышло как-то так, что Анна Павловна поселилась у Люси и стала в доме совершенно незаменимой: заведовала хозяйством, ухаживала за Люсей, чинила белье и платье. И решительно отказывалась от вознаграждения. Жила же тем, что шила на заказ. Люсю она любила сильною, благодарною любовью, окружала материнскою заботою, в нее вкладывала весь огромный запас любви, который оставался в ее душе неистраченным после смерти дочери.

И обеим было хорошо друг от друга.

(По рассказу «Euthymia'»)

1 Euthymia — хорошее расположение духа, «радостнодушие», греч

Информация о тексте по рассказу В. В. Вересаева «Euthymia»

Нравственная; проблема отношения людей друг к другу  Что может помочь людям обрести душевное равновесие в грудной жизненной ситуации?)

Основная проблема

Автор считает, что даже в самой безвыходной жизненной ситуации человек может прийти на помощь другому человеку и благодаря этому сам сумеет обрести моральную поддержку

Позиция автора

Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

А25.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

1. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.

Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Ловушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

- когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

- при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

запятая на стыке двух союзов

Правило.

,что если… , то

,что когда… , то

,что хотя… , то

,и когда… , то

,и если… , то

,но если… , то

,но так как… , то

стык союзов → то/ так / но →  ,

стык союзов → то/ так / но →  запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2.  Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3.  Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).

Таким образом, получаем:

Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала 2 главных несмотря на что?                                                        о чем?

хотя вспомнить все было трудно                                    как было дело

2 неоднородных придаточных

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

Значит,

[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3              2) 2, 3              3) 3                 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4              2) 1, 2, 3, 4        3) 2, 3              4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4            2) 1, 2, 4              3) 1, 3              4) 2, 4

Ответы: 1, 2, 2.

Рекомендуем:

Резиновый подлокотник эскалатора в метро двигается с другой скоростью для того, чтобы пассажир не уснул на эскалаторе.